СОДЕРЖАНИЕ

1. Глоссарий …………………………………………………………

2. Конспект лекционных занятий …………………………………
Введение
Лекция 1 Принципы построения и архитектура ЭВМ
Лекция 2 Информационно-логические основы
Лекция 3 Элементная база ЭВМ
Лекция 4 Функциональная и структурная организация ЭВМ
Лекция 5 Центральные устройства ЭВМ
Лекция 6 Управление внешними устройствами
Лекция 7 Внешние устройства ЭВМ
Лекция 8 Внешние запоминающие устройства
Лекция 9 Системы мультимедиа
Лекция 10 Программное обеспечение
Лекция 11 Классификация вычислительных систем.
Архитектура вычислительных систем
Лекция 12 Телекоммуникационные вычислительные сети. Принципы построения телекоммуникационных вычислительных сетей.
Лекция 13 Локальные вычислительные сети
Лекция 14 Глобальные вычислительные сети. Корпоративные вычислительные сети.
Лекция 15 Эффективность функционирования ТВС и перспективы их развития.

3. Практические занятия ……………………………………………

4. СРСП …………………………………………………………..

5. СРС ……………………………………………………………

6. Экзаменационные вопросы…………………………………….
7. Список рекомендуемой литературы ………………………….

1. ГЛОССАРИЙ

А
Алгоритм — точно определенная последовательность действий, которые необходимо выполнить над исходной информацией, чтобы получить решение задачи.
Алфавитном каталог — в алфавитном каталоге книги расположены в алфавитном порядке фамилий их авторов.
Адаптация программы для ЭВМ или базы данных — внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Б
База знаний и данных — предназначены для хранения формализованных знаний специалистов-экспертов, исследователей предметной области и статистических данных о производстве.
Бакалавриат — уровень высшего образования с нормативным сроком освоения образовательной программы 4 года с присуждением академической степени бакалавр.
Д
Дистанционное обучение — предполагает разработку и внедрение электронных учебников по всем дисциплинам учебного плана и их размещение в Интернете.
Г
Государственный общеобязательный стандартобразования — основной документ, устанавливающим требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки студентов, обязательный минимум содержания образовательно-профессиональной программы, сферу использования лиц, получивших высшее образование по специальности.

И
ИКС (информационно-компьютерные системы) автоматизированного проектирования (САПР) — предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
ИКС (информационно-компьютерные системы) управления технологическими процессами (ТП) — служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, на сборке, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
Интегрированные (корпоративные) ИС — используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
Интерфейс пользователя — предназначен для обеспечения удобного диалогового режима работы пользователя с системой при управлении объектом,
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень непосредственности, неполноты знаний.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная технология (ИТ) — процесс использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.).
Информационный продукт — совокупность данных, сформулированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

Информационная услуга — получение и представление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационный рынок — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информатика
— это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействия со средой применения.
Информационная компьютерная система — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели (компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение, предназначенное для производства профессиональной информации).
Искусственный интеллект — одно из направлений информатики, цель которого разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю-непрограммисту ставить и решать свои задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными, общаясь с ЭВМ на ограниченном под-множестве естественного языка.
К
Компьютер — комплекс технических средств, предназначенных с помощью соответствующих программ для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач.
Компьютерные вирусы — программы, которые умеют воспроизводить себя в нескольких экземплярах, модифицировать (изменять) программу, к которой они присоединились и тем самым нарушать её нормальное функционирование.
Контрольные мероприятия — включают периоды рубежного контроля, промежуточную аттестацию (зачетно — экзаменационные сессии) промежуточный государственный контроль после 2 (3) курса и итоговую государственную аттестацию.
Кредит (Credit, Credit-hour) — унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя.
Кредитная система обучения — образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета объема знаний в виде кредитов.
Курсовые работы (проекты) — рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на ее изучение. Курсовая работа по предмету посвящается к теоретическому исследованию или решению конкретной задачи связанной со специальностью студента. Курсовой проект, как правило, выполняются по циклу специальных предметов, посвящается обычно какой-то части изделия, разработке его принципиальной схемы и элементов конструкции, разработке математической модели объекта исследования, составления пакета программ для его оптимизации и управления
Л
Лабораторные занятия. — важный вид занятий, прививающих навыки эксперимента, умение обращаться с аппаратурой, в том числе с компьютером.
Лекция — основа учебного процесса в вузе, основной вид занятий, одна из старейших в истории образования и одновременно вполне современная форма общения преподавателя со студентом.
М
Математическое моделирование — Методы изучения различных (технологических, экономических) систем на основе математических моделей.
Микропроцессор — центральный блок ПК, предназначенный для управления работой всех блоков машины для выполнения арифметических и логических операций над информацией.
Моделирование исследование объектов на их моделях.
П
Пакет прикладных программ — комплекс взаимосвязанных для решения задач определенного класса конкретной предметной области.
Пакет моделей — содержит различные модели, в том числе и нечеткие, отдельных элементов производственной системы, объединенные в единый пакет, позволяющий провести системное моделирование работы объектов в целом.
Практические занятия — Вид занятия посвященные решению задач под руководством преподавателя и, что особенно важно, разбору решенных студентами задач в порядке самостоятельной подготовки.
Предметный каталог — рассчитан на поиск нужной книги не по фамилии автора, а по предмету, которому посвящения требуемая книга.
Программа — упорядоченная последовательность команд (инструкций, операторов) компьютера для решения задачи.
Программирование — теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программы.
Программное обеспечение — совокупность программ обработки данных и необходимых для их эксплуатации документов.
Производственным системам — технические, технологические и экономические системы, различных промышленных комплексов, предназначенные для переработки и создания материальных и других видов продукции, или оказания обществу определенных услуг
Пререквизиты — дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимых для освоения изучаемой дисциплины.
Принятие решений — особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий.
Постреквизиты дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимых для освоения последующих дисциплин.
С
Системное программное обеспечение — совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ.
Силлабус — учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой: дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее ч содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы.
Система — объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Сеть ЭВМ — совокупность компьютеров, средств и каналов связи, позволяющая использовать информационные и вычислительные ресурсы каждого компьютера включенного в сеть независимо от его местонахождения.
Средства мультимедиа — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.
Т
Телекоммуникация — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Типовой учебный план — основной документ, являющийся составной частью государственного общеобязательного стандарта образования по специальности и устанавливающий обязательные компоненты в виде перечня учебных дисциплин, объединенных в циклы ООД, БД, ПД с указанием минимальных кредитов необходимых для освоения обучающимися.
Р
Роботы — электромеханические устройства, предназначенные для автоматизации че-ловеческого труда
У
Управление совокупность действий, направленных на обеспечение протекания процесса с достижением требуемых результатов.
Э
Электронная почта (E-mail) — основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения по сети.

2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.

ВВЕДЕНИЕ
Информати¬зация предусматривает массовое использование информационных технологий во всех сферах деятельности человека, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование любой экономической, организационной и социальной структуры.
Инфраструктура информатизации включает: системы коммуни-каций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информати¬зации. Ключевая роль в современной инфраструктуре информатизации принадлежит системам коммуникаций и вычислительным сетям, в которых сосредоточены новейшие средства вычислительной техни¬ки, информатики, связи, а также самые прогрессивные информацион¬ные технологии.
На пути развития электронной вычислительной техники (начиная с середины 40-х годов) можно выделить четыре поколения больших ЭВМ, отличающихся элементной базой, функционально-логической органи-зацией, конструктивно-технологическим исполнением, программным обеспечением, техническими и эксплуатационными характеристика¬ми, степенью доступа к ЭВМ со стороны пользователей. Смене поколений сопутствовало изменение основных технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей ЭВМ, и в первую очередь та¬ких, как быстродействие, емкость памяти, надежность и стоимость.
Возможности улучшения технико-эксплуатационных показателей ЭВМ в значительной степени зависят от элементов, используемых для построения их электронных схем.
Основным активным элементом ЭВМ первого поколения являлась электронная лампа, остальные компоненты электронной аппарату¬ры — это обычные резисторы, конденсаторы, трансформаторы. Для построения оперативной памяти ЭВМ уже с середины 50-х годов начали применяться специально разработанные для этой цели эле¬менты — ферритовые сердечники с прямоугольной петлей гистере¬зиса. В качестве устройства ввода-вывода сначала использовалась стандартная телеграфная аппаратура, а затем специально для ЭВМ были разработаны электромеханичес¬кие запоминающие устройства на магнитных лентах, барабанах, дисках и быстродействующие печатающие устройства.
Машины первого поколения имели внушительные размеры, по-требляли большую мощность, имели сравнительно малое быстродей¬ствие, малую емкость оперативной памяти, невысокую надежность работы и недостаточно развитое программное обеспечение. В ЭВМ этого поколения были заложены основы логического построения машин и продемонстрированы возможности цифровой вычислитель¬ной техники.
На смену лампам в машинах второго поколения (в конце 50-х годов) пришли транзисторы. В отличие от ламповых ЭВМ транзис¬торные машины обладали большими быстродействием, емкостью опе¬ративной памяти и надежностью. Существенно уменьшились разме¬ры, масса и потребляемая мощность. Значительным достижением явилось применение печатного монтажа. Повысилась надежность электромеханических устройств ввода-вывода. Машины второго поколения обладали большими вычислительными и логическими возможностями.
В период развития и совершенствования машин второго поколе¬ния наравне с однопрограммными появились многопрограммные (муль-типрограммные) ЭВМ. В многопрог¬раммных ЭВМ возможна совместная реализация нескольких программ за счет организации параллельной работы основных устройств ма¬шины.
Третье поколение ЭВМ (в конце 60-х — начале 70-х годов) харак-теризуется широким применением интегральных схем. Благодаря их использованию удалось существенно улучшить технические и эксплуатационные характеристики машин. В машинах третьего поколения значительно расширился набор раз¬личных электромеханических устройств для ввода и вывода инфор¬мации. Программное обеспечение машин третьего поколения получило дальнейшее развитие, особенно это касается операционных систем. Развитые операционные системы многопрограммных машин, снабжен¬ных периферийными устройствами ввода-вывода с автономными пультами абонентов, обеспечивают управление работой ЭВМ в раз¬личных режимах: пакетной обработки, разделения времени, запрос-ответ.
Для машин четвертого поколения (конец 70-х годов) характерно применение больших интегральных схем (БИС). Высокая степень ин-теграции способствует увеличению плотности компоновки электрон¬ной аппаратуры, повышению ее надежности и быстродействия, сни¬жению стоимости.
Появление персональных компьютеров — наиболее яркое собы¬тие в области вычислительной техники, это динамично развивающийся сектор отрасли. С внедрением компьютеров решение задач информа¬тизации общества поставлено на реальную основу.


You must be logged in to leave a reply.